- Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Полная информация на 2025 год с комментариями и судебной практикой
- Когда не нужен акт об административном правонарушении
- Когда должен быть составлен протокол?
- Комментарий к ст. 28.2 КоАП
- Что должно быть в протоколе по статье 28.2 КоАП РФ?
- Основания для составления протокола об административном правонарушении
- О постановлении прокурора о протоколе об административном правонарушении по статье 28.2 КоАП РФ
Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является одной из самых часто применяемых статей данного Кодекса. В ней содержатся нормы, регулирующие ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах, категорию которых устанавливают уполномоченные органы власти.
О совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 28.2, должен быть составлен протокол, в котором указываются данные о лице, совершившем правонарушение, о времени и месте совершения, а также о характере правонарушения. Протокол составляется уполномоченным должностным лицом, которым может быть представитель прокуратуры, сотрудник полиции или другого исполнительного органа.
Какие основания должны быть учтены при составлении протокола по статье 28.2? В протоколе должны быть четко указаны действия, признаваемые правонарушением, и факты, подтверждающие нарушение правил. Также, прокурор, судья или должностное лицо, уполномоченное на составление протокола, должно провести проверку наличия и подлинности доказательств, а также установить мотивы совершения правонарушения.
Комментарий к статье 28.2 КоАП, а также судебная практика, имеют важное значение для правильного применения данной статьи. Комментарий помогает разобраться в сложностях, возникающих при интерпретации закона, и дает рекомендации о применении нормы. Судебная практика, в свою очередь, закрепляет толкование и применение статьи 28.2 на практике, учитывая разные ситуации, подтверждающие правомерность или неправомерность действий.
Обязанности по составлению протокола по статье 28.2 возлагаются на уполномоченные должностные лица, среди которых могут быть сотрудники правоохранительных органов, а также представители прокуратуры. Однако, какую роль играет судебная практика в постановлении нарушения? Судебная практика помогает устанавливать нормативные основы и принципы, руководствуясь которыми суды выносят решения в данной сфере права.
Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует вопросы составления протокола об административном правонарушении и его постановления.
1. Протокол об административном правонарушении может быть составлен только должностным лицом, уполномоченным на то Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Протокол должен быть составлен в случае, если у уполномоченного лица имеются основания полагать, что было совершено административное правонарушение. При этом, составление протокола не требуется, если указанные основания отсутствуют или в случае, если административное правонарушение уже было подтверждено в судебном постановлении или решении иным компетентным органом.
3. Протокол о правонарушении должен содержать следующую информацию:
- наименование органа, составившего протокол;
- должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, составившего протокол;
- фамилию, имя и отчество нарушителя;
- место и дату составления протокола;
- наименование административного правонарушения, совершенного нарушителем;
- содержание деяния и обстоятельства его совершения;
- ссылки на нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые были нарушены;
- показания свидетелей или других лиц, явившихся очевидцами правонарушения;
- описание и наименование предметов и документов, подлежащих изъятию;
- сделаны ли с представителем нарушителя и (или) лицевым счетом нарушителя, выписанного на основании акта проверки соблюдения требований законодательства или иного акта контролирующего органа;
- должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, составившего протокол, а также подпись составителя протокола.
4. Протокол об административном правонарушении составляется в двух экземплярах. Один экземпляр протокола выдается лицу, в отношении которого составлен протокол, а другой экземпляр остается в дело по административному правонарушению.
5. Комментарий: для составления протокола об административном правонарушении и его постановления необходимы основания, указанные в п.2 настоящей статьи. Прокурор может отказать в привлечении к ответственности нарушителя, если считает, что основания для составления протокола отсутствуют. Также прокурор вправе осуществлять контроль за соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении и рассмотрении протоколов об административных правонарушениях.
6. Судебная практика по данной статье также уточняет, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в соответствии с требованиями, указанными в п.3 настоящей статьи. В случае нарушения указанных требований, протокол может быть признан недействительным, а следовательно, необоснованным.
Полная информация на 2025 год с комментариями и судебной практикой
Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует ответственность за нарушение Правил дорожного движения, связанное с управлением транспортным средством в состоянии опьянения либо под воздействием наркотических или психотропных веществ или иных аналогичных средств, вызывающих аналогичное состояние.
Составление протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.2 КоАП осуществляется должностными лицами, уполномоченными на то федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Основания для составления протокола об административном правонарушении по статье 28.2 КоАП:
- установление факта нарушения правил дорожного движения, связанного с управлением транспортным средством в состоянии опьянения либо под воздействием наркотических или психотропных веществ или иных аналогичных средств;
- наличие у лица в состоянии опьянения либо под воздействием наркотических или психотропных веществ или иных аналогичных средств;
- наличие у лица признаков воздействия наркотических или психотропных веществ или иных аналогичных средств.
Прокурора, находящегося на месте совершения административного правонарушения по статье 28.2 КоАП, к составлению протокола привлечь необходимо не позже следующего рабочего дня после дня совершения преступления.
Протокол об административном правонарушении по статье 28.2 КоАП должен содержать:
- наименование органа, составившего протокол;
- место, дату и время составления протокола;
- фамилию, имя, отчество или псевдоним лица, совершившего правонарушение;
- указание на конкретные нарушения Правил дорожного движения;
- обстоятельства, свидетельствующие о вступлении лица в состояние опьянения либо под воздействием наркотических или психотропных веществ или иных аналогичных средств;
- обстоятельства, указывающие на то, что лицо находилось за рулем транспортного средства;
- средства доказывания, подтверждающие факт нарушения Правил дорожного движения (показания свидетелей, результаты экспертизы и т.д.);
- указание на норму, на основании которой составляется протокол;
- должностные указания.
Кто может составить протокол об административном правонарушении по статье 28.2 КоАП:
- должностные лица Госавтоинспекции;
- уполномоченные представители органов местного самоуправления;
- уполномоченные представители МВД России — сотрудники общественной безопасности.
Судебная практика по статье 28.2 КоАП:
- Суд не может оспаривать факт составления протокола об административном правонарушении, если он был составлен уполномоченным на это должностным лицом, а также если соблюдены все необходимые формальности и требования;
- В случае вступления приговора в законную силу в отношении преступления, которое служит основанием для возбуждения административного дела по статье 28.2, привлекать лицо к административной ответственности не допускается;
- Решение суда об административном правонарушении является юридически обжалуемым;
- Суд при принятии решения об административном правонарушении учитывает все имеющиеся обстоятельства дела, в том числе личность лица, совершившего правонарушение, степень общественной опасности его деяния, условия совершения правонарушения.
Когда не нужен акт об административном правонарушении
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), уполномоченные на то должностные лица вправе составить акт об административном правонарушении в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Однако, не всегда акт об административном правонарушении требуется составлять.
Согласно пункту 1 статьи 28.2 КоАП акт об административном правонарушении должен быть составлен на основании протокола об административном правонарушении, подписанного должностным лицом, уполномоченным на его составление. Протокол об административном правонарушении составляется по факту совершения административного правонарушения и содержит указание на место, дату и время совершения правонарушения, а также на действия или бездействие, являющиеся составной частью административного правонарушения.
Однако, судебная практика содержит исключения, когда составление акта об административном правонарушении не требуется:
- Если протокол об административном правонарушении был составлен без установления протоколом существенных фактов, являющихся основанием для его составления, или присутствуют иные нарушения формы или порядка его составления.
- Если объяснения лица, являющегося субъектом административного правонарушения, содержат отзыв или гарантии, что нарушение было признано и устранено в согласовании с компетентными органами.
- Если прокурором, рассматривающим материалы дела об административном правонарушении, вынесено постановление о прекращении дела.
Таким образом, акт об административном правонарушении не требуется составлять, если:
- Протокол об административном правонарушении составлен без установления протоколом существенных фактов, являющихся основанием для его составления, или присутствуют иные нарушения формы или порядка его составления.
- Объяснения лица, являющегося субъектом административного правонарушения, содержат отзыв или гарантии, что нарушение было признано и устранено в согласовании с компетентными органами.
- Прокурором вынесено постановление о прекращении дела.
Таким образом, в некоторых случаях акт об административном правонарушении не требуется составлять на основании протокола об административном правонарушении согласно статье 28.2 КоАП. Наличие указанных оснований следует учитывать при составлении актов об административных правонарушениях и рассмотрении дел в суде.
Когда должен быть составлен протокол?
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол о нарушении, предусмотренном данной статьей, должен быть составлен:
- по постановлению об уполномоченных должностных лиц;
- по акту об установленных обстановок;
- по протоколу, который должен быть составлен судьей;
- на основании решения суда.
Таким образом, протокол может быть составлен по постановлению уполномоченных должностных лиц или акту об установленных обстоятельствах. Кто вправе составить протокол? Протокол может быть составлен:
- сотрудником Госавтоинспекции;
- должностным лицом территориального органа Росгвардии;
- уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- уполномоченным должностным лицом органа муниципальной власти.
Когда должно быть составлено постановление, акт или протокол? Акт или протокол должен быть составлен непосредственно при выявлении нарушения. Исключение составляет только случай, когда транспортное средство было задержано по причинам, независящим от уполномоченного должностного лица. В этом случае протокол должен быть составлен в течение пяти рабочих дней с момента задержания.
Судебная практика по данной статье указывает, что прокурора для составления протокола о нарушении в обязательном порядке не требуется. Такое требование вызвано тем, что прокурорам иногда возлагается специальное задание контролировать деятельность органов исполнительной власти и уполномоченных должностных лиц по предотвращению правонарушений.
Таким образом, протокол должен быть составлен на основании постановления, акта, протокола или решения суда, в зависимости от ситуации. Не требуется участие прокурора в процессе составления протокола о нарушении статьи 28.2 КоАП.
Комментарий к ст. 28.2 КоАП
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- Вправе составлять протоколы об административном правонарушении должностные лица, специально уполномоченные на то в соответствии с КоАП и прошедшие специальное обучение.
- Протокол об административном правонарушении должен содержать:
- основания для его составления в соответствии с законом;
- сведения о лице, совершившем правонарушение;
- показания обстоятельств, подтверждающих факт и характер нарушения;
- данные о принятых мерах, приведших к прекращению или устранению правонарушения.
- Протокол о правонарушении считается составленным и подлежащим утверждению в форме акта в соответствии с Законом «о лицензировании» от 31 декабря 2014 года, если он подписан нарушителем, протокол составлен в установленном законодательством порядке и содержит все сведения, указанные в пункте 2.
- На основании протокола о правонарушении судья или прокурор принимает постановление о привлечении лица к административной ответственности, устанавливает размер и вид наложенного наказания.
Судебная практика по статье 28.2 КоАП определяет следующие аспекты:
- Прокурор вправе составлять протоколы об административном правонарушении в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.
- Прокурор не должен составлять протокол об административном правонарушении в случаях, когда он сам является стороной по делу или имеет прямой или косвенный интерес в исходе дела.
- Прокурор должен составить протокол об административном правонарушении, если он установит факт правонарушения и имеет достаточные основания для составления протокола.
Что должно быть в протоколе по статье 28.2 КоАП РФ?
Протокол по административному правонарушению, составленный по статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен содержать следующую информацию:
- Основания составления протокола: указывается конкретное нарушение законодательства, которое было совершено.
- Кто составил протокол: указывается фамилия, имя и отчество (при наличии) уполномоченного сотрудника, который составил протокол.
- Кому составлен протокол: указывается фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, которое совершило административное правонарушение.
- Что должно быть в протоколе: указываются конкретные действия или бездействие, которые являются основанием для составления протокола.
- Когда составлен протокол: указывается дата и время составления протокола.
- Судебная практика и комментарий прокурора: могут быть добавлены ссылки на судебные постановления и комментарии прокурора, которые касаются данной статьи правонарушения и помогают лучше понять суть нарушения и соответствующие санкции.
Протокол должен быть составлен под роспись лица, которое совершило административное нарушение, либо в его отсутствие – под роспись другого лица, присутствовавшего при составлении протокола.
Судебная практика и комментарии прокурора могут быть прилагаемыми к протоколу или указываться в отдельной части документа.
Основания для составления протокола об административном правонарушении
Составление протокола об административном правонарушении является одной из важных процедур в сфере правопорядка. Нормы об ответственности за административные правонарушения содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают ряд оснований для составления протокола.
Основания для составления протокола об административном правонарушении прописаны в статье 28.2 КоАП. Согласно этой статье, протокол может быть составлен исключительно в случаях, когда действия или бездействие гражданина или должностного лица соответствуют определенным признакам административного правонарушения.
Кто составляет протокол?
- Уполномоченные сотрудники правоохранительных органов, такие как сотрудники полиции, ГИБДД, ФСБ и другие, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
- Государственные инспекторы, контролирующие соблюдение правил и норм, такие как санитарные и пожарные инспекторы, правила дорожного движения, транспортной и экологической безопасности.
- Должностные лица, уполномоченные на осуществление нарушений определенного уровня и категорий, такие как муниципальные инспекторы или уполномоченные представители органов местного самоуправления.
- Сотрудники учреждений, связанных с правопорядком и общественной безопасностью, такие как административный персонал международных аэропортов или границ, стадионов и других мест массового скопления людей, военных баз и экономических объектов, подлежащих повышенной охране.
Когда условия статьи 28.2 КоАП полностью соблюдены, а уполномоченный лицо установит факт совершения административного правонарушения, то уполномоченное лицо обязано составить протокол.
Протокол об административном правонарушении — это официальный и нормативный документ, который содержит необходимую информацию о правонарушении, фамилию, имя и отчество нарушителя, дату, время и место совершения правонарушения, норму, на которую было совершено нарушение, и пункт статьи КоАП, нарушение которого было замечено.
В прокурора и суды зачастую попадают спорные вопросы о правильности составления протокола об административном правонарушении и имеет важное значение для дальнейшего рассмотрения дела. Поэтому судебная практика в данном вопросе обязательна для участия в исследовании и исключения возможных проблем.
О постановлении прокурора о протоколе об административном правонарушении по статье 28.2 КоАП РФ
Прокурор вправе вынести постановление о протоколе об административном правонарушении по статье 28.2 КоАП РФ, если имеются достаточные основания полагать, что нарушение было совершено.
Постановление прокурора о протоколе об административном правонарушении является юридическим актом, который утверждает факт нарушения и определяет меры ответственности.
Прокурор может вынести постановление о протоколе об административном правонарушении на основании протокола, составленного уполномоченным лицом. При этом прокурор вправе вынести постановление даже в случае отсутствия протокола, если он обладает достаточными доказательствами о нарушении.
Как правило, прокурор выносит постановление о протоколе об административном правонарушении после рассмотрения материалов, представленных ему для рассмотрения. При этом прокурор анализирует соблюдение процедуры составления протокола, соответствие его содержания требованиям и принципам законодательства.
Когда необходимо постановление прокурора о протоколе об административном правонарушении? В случае, если имеются сомнения в законности протокола, если имеются противоречия между протоколом и доказательствами, если в протоколе указаны заведомо ложные сведения или если соблюдение процедуры составления протокола вызывает сомнения.
Постановление прокурора о протоколе об административном правонарушении является юридически значимым актом, который влечет за собой правовые последствия. Оно может быть обжаловано в установленном порядке, если лицо, в отношении которого было вынесено постановление, не согласно с его содержанием.
В рассмотрении дела о протоколе об административном правонарушении по статье 28.2 КоАП РФ комментарий прокурора о постановлении может быть полезным для определения законности протокола и принятия решения о дальнейших действиях в отношении нарушителя.
Таким образом, постановление прокурора о протоколе об административном правонарушении является важным элементом административного процесса и может иметь существенное значение для исхода дела.