Информация о результатах экспертно - аналитического мероприятия «Анализ реализации на территории Ивановской области практик инициативного бюджетирования, направленного на поддержку инициативных проектов по решению приоритетных для граждан вопросов
03.05.2023
Информация о результатах экспертно - аналитического мероприятия «Анализ реализации на территории Ивановской области практик инициативного бюджетирования, направленного на поддержку инициативных проектов по решению приоритетных для граждан вопросов местного значения»
Проверяемый период: 2022 год
По результатам мероприятия установлено следующее:
1. В целях реализации на территории Октябрьского сельского поселения мероприятий, имеющих приоритетное значение для граждан, по решению вопросов местного значения, через инициативные проекты, утверждены следующие нормативные правовые акты:
- Порядок определения части территории Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, на которой могут реализовываться инициативные проекты, утвержден решением Совета Октябрьского сельского поселения от 16.02.2021 №11 в соответствии с частью 1 статьи 26.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора в Октябрьском сельском поселении Вичугского муниципального района Ивановской области, утвержден решением Совета Октябрьского сельского поселения от 16.02.2021 №10 в соответствии с частью 9 статьи 26.1. Федерального закона №131–ФЗ;
- Порядок формирования и деятельности Согласительной комиссии, (раздел 8 Порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов) в соответствии с частью 12 статьи 26.1. Федерального закона №131–ФЗ;
- Порядок расчета и возврата сумм инициативных платежей (раздел 10 Порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов) в соответствии с частью 3 статьи 56.1. Федерального закона №131–ФЗ.
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы инициативного бюджетирования, в целом соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
2. В 2022 году на территории Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района реализовано два инициативных проекта:
- установка детской игровой площадки село Красный Октябрь Вичугского муниципального района Ивановской области (с привлечением средств областного бюджета; подпрограмма «Благоустройство дворовых и общественных территорий» государственной программы Ивановской области «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 01.09.2017 №337-п);
- создание и обустройство детской игровой площадки в селе Золотилово возле дома №79 Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района (с привлечением средств областного бюджета; подпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 №451-п).
Инициаторы проектов – инициативные группы жителей.
3. В нарушение пункта 2 Порядка определения части территории инициаторы проектов в администрацию Октябрьского сельского поселения с заявлением об определении территории, на которой планируется реализовывать инициативный проект, не обращались.
Постановление администрации Октябрьского сельского поселения от 10.12.2021 №179/1, которым определена часть территории для реализации проекта «Установка детской игровой площадки село Красный Октябрь Вичугского муниципального района Ивановской области», а также постановление от 04.06.2021 №84/1 - для реализации проекта «Создание и обустройство детской игровой площадки в с. Золотилово возле дома №79 Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района»- приняты с нарушением установленного Порядка.
4. В связи с тем, что инициативные проекты выдвигались для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Ивановской области, руководствуясь частью 10 статьи 26.1. Федерального закона №131-ФЗ, дальнейших процедур по их рассмотрению, предусмотренных Порядком выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов администрацией Октябрьского сельского поселения не проводилось.
5. В нарушение части 5 статьи 26.1. Федерального закона №131–ФЗ, пунктов 2, 3 раздела 4 Порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов необходимая информация на официальном сайте администрации Октябрьского сельского поселения не размещалась.
Указанная информация доводилась до сведения граждан старостой сельского населенного пункта и размещалась администрацией Октябрьского сельского поселения на информационных стендах.
6. В соответствии с пунктом 3 раздела 9 Порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов инициатор проекта до начала его реализации за счёт средств бюджета поселения обеспечивает внесение инициативных платежей в доход бюджета поселения на основании договора пожертвования, заключенного с администрацией поселения, и (или) заключает с администрацией поселения договор добровольного пожертвования имущества и (или) договор на безвозмездное оказание услуг/выполнение работ, по реализации инициативного проекта.
Порядок взаимодействия участников инициативной деятельности по вопросам, связанным с заключением договоров пожертвования, безвозмездного оказания услуг/выполнения работ, внесения и возврата инициативных платежей, устанавливается регламентом взаимодействия. (пункт 4 раздела 9 Порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов).
В ходе экспертно – аналитического мероприятия установлено, что вышеуказанные договора не заключались.
Порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение работ по благоустройству территорий, основанных на местных инициативах в Октябрьском сельском поселении, утвержден постановлением администрации Октябрьского сельского поселения от 11.02.2022 № 16/1 «Об утверждении Порядка аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение работ по благоустройству территорий, основанных на местных инициативах».
Однако данный Порядок не содержит норм, связанных с заключением договоров пожертвования, безвозмездного оказания услуг, выполнения работ.
Сбор средств с граждан, поддерживающих проект, осуществлялся инициативной группой. Денежные средства перечислялись на лицевой счет администрации Октябрьского сельского поселения.
7. На реализацию инициативного проекта:
- «Установка детской игровой площадки село Красный Октябрь Вичугского муниципального района Ивановской области» было направлено 489 000,00 рублей (в том числе: средства областного бюджета - 415 650,00 рублей; местного бюджета – 53 790,00 рублей; инициативные платежи – 19 560,00 рублей) или 100% от плана;
- «Создание и обустройство детской игровой площадки в селе Золотилово возле дома №79 Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района» было направлено 400 140,00 рублей (в том числе: средства областного бюджета - 280 000,00 рублей; местного бюджета – 110 140,00 рублей; инициативные платежи - 10 000,00 рублей) или 100% от плана.
8. При планировании бюджетных ассигнований местного бюджета, направленных на реализацию инициативных проектов на территории муниципального образования, была проведена работа по выбору детского игрового оборудования, определению предварительной цены проекта. Также учитывалась возможность сбора необходимой суммы инициативных платежей и выделения межбюджетных трансфертов из бюджета Ивановской области.
9. В ходе экспертно – аналитического мероприятия проведены анализ и оценка выполнения муниципальным образованием условий предоставления субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию проектов развития территорий муниципальных образований Ивановской области, основанных на местных инициативах (инициативных проектов) (стр. 25 заключения).
Условия предоставления субсидии соблюдены.
10. Отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставлялись субсидии из бюджета Ивановской области, а также о достижении значений результатов использования субсидий содержат достоверную информацию.
11. Контроль над реализацией инициативных проектов осуществлялся администрацией Октябрьского сельского поселения, Бюджетным государственным учреждением «Агентство капитального строительства Ивановской области» (строительный контроль), а также инициативной группой жителей.
12. В соответствии с частью 14 статьи 26.1. Федерального закона №131–ФЗ информация о ходе реализации инициативных проектов, в том числе об использовании денежных средств, была размещена на официальном сайте Октябрьского сельского поселения.
Также данная информация доводилась до сведения граждан старостой сельского населенного пункта и размещалась администрацией Октябрьского сельского на информационных стендах.
13. Содержание объектов благоустройства осуществляется администрацией Октябрьского сельского поселения. В ходе экспертно – аналитического мероприятия установлено, что детские игровые площадки могут функционировать в круглогодичном режиме.
14. При визуальном осмотре детских площадок установлено, что они соответствует заявленным дизайн – проектам.
15. Неотъемлемой частью любого инициативного проекта являются риски, управление которыми может снизить негативное влияние на проект. К рискам можно отнести:
- бюджетные, связанные с дефицитом местного бюджета и невозможностью выполнения своих обязательств по софинансированию инициативных проектов, несвоевременное финансирование;
- социальные риски, связанные с низкой социальной активностью населения (соучастие в благоустройстве территорий, возможность сбора необходимой суммы инициативных платежей жителей, готовность участвовать в софинансировании проекта юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).
Предложения (рекомендации).
Администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области:
1. Реализацию инициативных проектов осуществлять в соответствии с утвержденными порядками.
2. Информацию об инициативных проектах размещать в соответствии с требованиями частей 5, 14 статьи 26.1. Федерального закона №131-ФЗ.
3. Разработать алгоритм взаимодействия администрации Октябрьского сельского поселения с инициаторами проектов, в том числе по инициативным проектам, выдвигаемым для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Ивановской области.
Администрацией Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области в соответствии с заключением от 28.04.2023 года выявленные недостатки приняты к сведению.
Дата создания: 02.06.2023 10:50:48
Дата изменения: 02.06.2023 10:50:48